Представленная ниже статья заимствована из 3 тома энциклопедии «Энциклопедический лексикон», опубликованной в 1835 году. Ее автором является некто И. Д. Соколов. Во многих источниках в Интернете ее приписывают Ивану Дмитриевичу Соколову – известному математику, который действительно публиковал в энциклопедии статьи по алгебре (например, про «бином»). В 1835 году ему исполнилось 23 года, и он заканчивал учебу в Главном педагогическом институте. В третьем томе за И. Д. Соколовым значатся также такие статьи, как «Арск», «Арское поле», «Архангельская губерния», «Астраханская губерния» (частично). Скорее всего, он использовал данные из губернских статистико-географических описаний.
В статье про Арзамас содержится множество статистических и исторических сведений. П. И. Мельников-Печерский, посетив город в конце 30-х гг. XIX века, в труде «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь» (1839 год) приведет некоторые схожие сведения – например, что основание города относится к началу XV века, или что в Спасо-Преображенском монастыре были на хранении три грамоты, скрепленные патриархами в XVI-XVII вв., из которых наиболее ранним был Иов (был патриархом с 1589 по 1605 год). Тем не менее, Павел Иванович использовал более поздние статистические данные – так, годовой торговый и фабричный оборот был в его работе приведен на 1837 год.
Любопытно, что в статье в «Энциклопедическом лексиконе» указано, что Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1555 году – источник данных не указан, а наиболее ранняя грамота в распоряжении монастыря, как показано выше, относится к концу XVI – началу XVII вв. Информация об основании монастыря в 1555 году будет далее воспроизведена и в других словарях XIX века (см. «Энциклопедический словарь, составленный русскими учёными и литераторами», т. 5, 1862 г.; «Настольный словарь для справок по всем отраслям знания (справочный энциклопедический лексикон)», т. 1, Ф. Г. Толль, 1863 г.; «Географическо-статистический словарь Российской Империи», т. 1, П. П. Семенов-Тян-Шанский, 1863 г.), а в первом томе издания Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского «Россия: полное географическое описание нашего отечества: настольная и дорожная книга для русских людей» 1899 года помимо этого года основания монастыря будут упомянуты и грамоты, выданные патриархами.
Я уже ранее писал, что считаю, что монастырь развивался вместе с городом, то есть был основан в 70-х гг. XVI века. За невозможностью проследить источник, откуда была заимствована информация в «Энциклопедический лексикон», могу предположить, что такой год основания возник в связи с походом Ивана Грозного 1552 года, о котором легенды в городе были популярны и в XVIII, и в XIX веках. Например, в Казанском вестнике 1830 года в описании Арзамаса сказано, что церковь Сошествия Святого духа, по заверениям старожильцев, была основана по повелению Ивана Грозного в ходе похода на Казань. К сожалению, об основании монастыря сведений в этом источнике нет. Предполагаю, что 1555 год был определен в монастырской или городской среде, прежде всего, в связи с легендами об Иване Грозном. Возможно, свою роль сыграло и то, что в Казани Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1556 году.
Также в статье в «лексиконе» сказано об участии в основании Арзамаса в XV веке казанских татар. Эта идея впоследствии будет В. П. Семеновым-Тян-Шанским объединена с высказанной в середине XIX века идеей о том, что Арзамас был разрушен в 1366 году Булат-Тимуром (см. «Россия: полное географическое описание нашего отечества: настольная и дорожная книга для русских людей», т. 1, 1899 г., стр. 435):
Арзамас известен с XIV в. Он был построен на мордовских землях племени эрзя, и уже в 1366 г. пострадал от набегов Болгарскаго властителя Булат-Темира, но впоследствии был возобновлен казанскими татарами.
Обе идеи не имеют под собой никаких документальных оснований. Происхождение второй из них (про Булат-Тимура) я предварительно связываю с Евлампием Кирилловичем Огородниковым.
Появление различных неподтвержденных концепций в XIX веке, на мой взгляд, лучше всего объяснено в следующем фрагменте в Казанском вестнике (1830 год, Книжка IX и X. Стр. 64-65):
Времени основания города Арзамаса, бывшаго прежде провинциальным, определить нельзя, по причине случившагося в нем 1726 года сильнаго пожара, которым изтреблен весь город и все присутственныя места с архивами. Правительствующий Сенат от Воеводской Арзамаской Городовой Канцелярии и бывшаго тогда Магистрата двукратно требовал сведений об основании его для сочинения Российской Истории; но и тогда ответствовано было, что, по справке в архивах, за бывшим здесь в 1728 году пожаром и сгоревшими Присутственными местами со всеми их делами, ничего не отыскано.»
В отсутствие информации горожане полагались на легенды, далее в XVIII – XIX вв. легенды эти встраивались различными авторами в исторический контекст. Наглядно это показано на примере с летописью Мерлушкина: см. Анализ легенды об основании Арзамаса в XIII веке. Пример с Булат-Тимуром также показателен, о чем я поведаю в ближайшее время.
Скачать статью в Энциклопедическом лексиконе 1835 года
Ниже также представлены скан-копии: