Мордва в Описании Московии Александра Гваньини XVI века

Автор: EP | 17.09.2020

Этот источник хорошо известен исследователям мордвы. Александр Гваньини был итальянским дворянином, который служил в Великом Княжестве Литовском и Речи Посполитой, а также публиковал историко-географические труды, в которых описывал в том числе и Русское государство. В его сочинении«Описание Европейской Сарматии» есть отдельная часть, посвященная Московии, как называли Русское государство в европейских источниках. Книга была впервые опубликована на латыни в Кракове в 1578 году, вторая публикация на латинском языке относится к 1581 году (издано в Шпайере, Германия). В 1997 году была сделана академическая публикация части этого источника, посвященная описанию Московии:

Гваньини А. Описание Московии, Москва, Издательство «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина», 1997, 176 с., Серия «Museum Graeco-Latinum».

Она доступна для скачивания на просторах Интернета. В этой книге использовано первое латинское издание 1578 года. Перевод с латыни — высококачественный. Также в издании содержится прекрасное вступление, из которого можно много узнать как о самом А. Гваньини, так и о его «Описании Московии». В частности, в нем сказано следующее:

В своей работе Гваньини исходил из двух основных источников: «Записок о Московитских делах» австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна (1486-1566 гг.), побывавшего в Москве в 1517 и 1526 гг., (первым изданием вышли в Вене в 1549 г.), и «Краткого сказания о нравах и жестоком правлении тирана Московии Васильевича» Альберта Шлихтинга, немецкого путешественника, дворянина из Померании, несколько лет проведшего в русском плену.

При этом:

У Герберштейна Гваньини черпал сведения для хорографии (т. е. географического и этнографического описания), по военному делу, религии и нравам; у Шлихтинга — подробности правления Ивана Грозного. 

Если Вы из любопытства сравните описание мордвы, сделанное Гваньини, с описанием у Герберштейна, то обратите внимание, что сходство очень высокое (в части религии, набегов татар, вооружения и прочих сведений).

Перед тем, как перейти к мордве, хотел бы отметить, что у Гваньини есть и упоминание удмуртов, которые записаны как «мордовоты» (Mordovotes). На мой взгляд, это очень интересное написание, содержащее в себе старинное название этого народа среди русских — вотяки, а также основу морд-, которая есть и в названии удмурт. Я не видел научных трудов, в которых бы рассматривали особенность такого написания. Мордовоты созвучны и с мордвой, но без глубокого анализа названия не стоит сразу проводить параллели за исключением общей основы морд/морт, характерной для финно-угорских племен в целом. Между прочим, марийцы называют удмуртов просто одо, что в свою очередь созвучно с русским названием вотяки и основой уд- в слове удмурт.

Еще одно упоминание «мордовотов» есть в голландской книге печатного дома Эльзевир 1630 года под названием «Russia seu Moscovia itemque Tartaria commentario topographico atque politico illustratæ». Откуда точно взята информация для нее до конца не ясно (Эльзевир указали, что использовали материалы лучших авторов). Текст про мордву, например, выглядит как сжатые выдержки из работы Гваньини (например, есть информация, что мордовки красят ногти в черный цвет), но и прежде повторяется структура работы Гваньини (например, черемисы описываются перед мордвой, а перед черемисами —  области Лоппия и Лукоморье). Эльзевир на Гваньини впрямую не ссылается, то есть издателями гипотетически мог использоваться еще один более ранний источник, с которым был знаком и Гваньини. Вместе с тем, Эльзевир могли просто адаптировать, слегка переписать и ужать труд Гваньини. Видно, что сходство идет до отдельных фраз, которые были лишь слегка переписаны. Вопрос остается открытым — надо более подробно сличать эти источники.

Ниже приведена выдержка из труда Гваньини по книге 1997 года, касающаяся мордвы (оставил также латинский вариант, приведенный там же, и сохранил номера страниц, чтобы проще было найти). Также после текста прикрепляю скриншот из оригинального второго издания «Описание Европейской Сарматии» 1581 года.

<стр. 57>

НАРОДЫ МОРДВА

Двигаясь на юго-восток от Нижнего Новгорода, который мы описали выше, встречаем огромные дикие леса, которые населены на большом протяжении вдоль знаменитой реки Волги народами под названием мордва.

Они говорят на собственном языке, живут в деревнях, разбросанных повсюду, и занимаются земледелием. В изобилии у них мед и разнообразная ценная пушнина.

Люди эти суровые и воинственные, они храбро отгоняют от своих земель разбойничающих татар (которые обитают по соседству), сражаются почти всегда пешими, вооружены длинными луками, чрезвычайно искусны в стрельбе: зверей бьют стрелой, пущенной в нос, чтобы сохранить мех неиспорченным и нетронутым.

Некоторые из них исповедуют магометанскую религию, некоторые упорно остаются язычниками.

Они платят великому государю московскому ежегодную дань мехами различных зверей.

Их женщины искусно чернят ногти и всегда ходят с непокрытой головой и распущенными волосами.

С ними смешаны другие народы — черемисы, которые для отличия от северных черемисов (о которых сказано выше) называются верхними черемисами или горными, от холмов, на которых обитают.

Здесь нам надо было бы рассказать о соседних и пограничных с московской державой татарах казанских и прочих степных, разделенных на орды, но чтобы не прерывать начатой темы, нам кажется небесполезным в немногих словах обрисовать нравы, религию и обычаи московитов. После же окончания этого описания мы кратко коснемся территории татар и обычаев этого народа.

<стр. 56>

MORDWA POPULI

A Novogrodia inferiore, quam superius descripsimus, Orientem et Meridiem versus, vastae ingentesque оссurrunt sylvae, quas Mordwa populi sic dicti, magno juxta Wolgam fluvium insignem tractu inhabitant.

ldioma proprium habent, in pagis passim degunt, agriculturamque ехеrсеnt. Melle, diversisque animalium pellibus pretiosis abundant.

Homines sunt duri et bellicosi, Tartarosque latrocinantes (quos in vicinio habent) а finibus suis fortiter propulsant omnes fеrе pedites incedunt, arcubus oblongis utuntur, sagitandique peritia pollent, feras  praestantiores, ut pellibus eorum integris et intactis potirentur, in nasum sagitta missa interficiunt.

Eorum quidam Machometi sectam amplectuntur, quidam vеrо in idololatria perseverant.

Vectigal annuum magno Moscorum Principi pellibus diversarum ferarum solvunt.

Mulieres eorum decoris causa ungues nigrо соlоrе artificialiter inficiunt, apertoque capite et crinibus passis semper incedunt.

His aliae gentes Ceremissi intermixtae sunt, qui ad differentiam Ceremissorum Septentrionalium, de quibus supra superiores Ceremissi, sive montani, а collibus quos inhabitant, appellantur.

Hic de vicinis conterminisque Moscovitico imperio, Tartaris Cazanensibus, caeterisque campestribus in ordas distributis nobis dicendum esset: sed nе оrdо rеi interrumperetur, de moribus, religione, et vitae consuetudine Moscovitarum pauca subjicienda nobis, nоn abs rе videntur. His autem absolutis, Таrtаrоrum fines gentisque mores breviter attingemus.

 

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *