Анализ легенды об основании Арзамаса в XIII веке

Автор: EP | 04.09.2020

Существует довольно любопытная легенда о том, что на месте, где стоит Арзамас, в XIII веке поселился мордвин Теш и его сыновья. Она, в частности, приведена в знаменитом труде П. И. Мельникова-Печерского «Очерки Мордвы», впервые опубликованном в 1867 году. Чуть раньше в 1852 году ее же привел в своей работе «Заметки об Арзамасе» А. В. Терещенко (АВ Терещенко Заметки об Арзамасе 1852 год). Из «Заметок» мы узнаем, что данная легенда изначально была записана арзамасским летописцем Мерлушкиным, мещанином, проживавшим в Арзамасе в конце XVIII века (В поисках арзамасского летописца Мерлушкина). Вот ее текст: 

Летописатель Мерлушкин говорит, что при нашествии Бату [т.е. Батыя] на Россию, толпы Мордвов бежали из своих жилищ в места отдаленныя, дикия и непроходимыя, и укрылись в дебрях арзамаских, а в 1245 г. жил уже там с своим семейством Мордвин Теш, на том месте, где ныне Втарес [согласно примечанию А. В. Терещенко, имеется в виду село Вторусское]. Однажды он, охотясь в лесах арзамаских с детьми своими, зашел в глубину дебрей на то место, где теперь стоит город, наловил там множество дичи, нажарил, наелся с детьми и уснул с ними. Все они видели сны, которые указывали им места их жительств и потому они разделились на курени. Теш избрал себе место по отлогости горы, нынешней Духовской, в двух стах саженях от собора, и протекавшей там реке дал свое имя Теш; дети его поселились на других местах, именно: Шамайко на речке Шамаке иначе Шалиме, обтекающей город с юга и впадающей в Тешу; Якшейко на протоке Сороке, — внутри нынешняго города, имеющем воду только в половодье; Михалко на север в версте от города, на протоке Михайлевом; Кусилко на горе Киселевой, находящейся между городом и протоком Михайлевым. Через 18 лет от заселения Арзамаса, — был встречен здесь жителями В. К. Александр Невский (в 1263 г.), который возвращался из орды и, как говорит предание, он обедал на Духовской горе и потом водрузил на том самом месте крест, моля Господа, да просветит он здесь живущих светом веры. 

В легенде мы видим довольно типичный сюжет, когда на основе местной топонимики формируются легендарные персонажи, имена которых совпадают или очень созвучны с топонимами. Одним из известных схожих сказаний является легенда об основании Киева Кием с братьями. Мы видим, что большинство из перечисленных в легенде имен напрямую связаны с естественными объектами — Теш с рекой Тешой, Шамайко с рекой Шамкой (вероятно, от эрз. «чама» — лицо, фасад, которое используется в словосочетаниях «пандо чама» — склон горы, «латко чама» — склон оврага) , Михалко с оврагом Михалевым, Кусилко со схожей по наименованию горой. Единственным исключением является Якшейко, в его имени скрывается основа, родственная эрзянскому слову «якшамо» — холодный (на востоке от Арзамаса существует речка Якшенка). Якшейко осел на овраге Сорока, происхождение этого топонима пока не ясно — возможно, он является русской адаптацией изначально мордовского названия. 

Вероятно, легенда о Теше и сыновьях имеет более раннюю основу и появилась раньше конца XVIII века. Из работы А. В. Терещенко известно, что Мерлушкин при работе на своей рукописью использовал еще более раннюю рукопись арзамасского купца Шлейникова (наиболее вероятно, того же XVIII века), а также сказания крестьян.

Упоминание Втареса, который А. В. Терещенко связывает с селом Вторусским, говорит нам о том, что легенда о Теше могла зародиться во второй половине XVII или XVIII вв. Если смотреть на книгу Т. Измайлова (20-е гг. XVII в.), то деревня везде названа Торуская. В Арзамасском поместном акте №23 от 1586 года среди понятых присутствует житель деревни Тарускай. Речь в акте идет о землях рядом расположенного Черновского озера, то есть это один и тот же населенный пункт. В Калужской области существует город со схожим названием — Таруса, там же протекает и одноименная речка, этимология названия до конца не выяснена, но, вероятно, является финно-угорской (так как это берега Оки). В книге В. Киреева (1677-1678 гг.) в начале описания деревень Новое и Старое Вторусские названы Торускими (возможно, заимствовано писцами из более ранних источников), но далее в описании везде добавляется первая «В». Явно, что со времени Т. Измайлова за 50 лет произношение названия поменялось.

Удивительно, что в народной легенде о Теше и его сыновьях приведены точные года. Объяснение этому феномену очень простое. А. В. Терещенко указал, что Мерлушкин пользовался и трудом «Ядро российской истории» князя Хилкова.  Данная книга увидела свет в 1770 году, ее автором, в действительности, является А. И. Манкиев, но издатель книги Г. Ф. Миллер ошибочно приписал ее авторство князю Хилкову. Если мы посмотрим в эту книгу и обратимся к периоду XIII века, то увидим, что в «Ядре» упоминаются два года, которые мы видим в легенде: 1245 и 1263. Они связаны с великим князем Александром Невским:

По смерти отца своего Ярослава Великий Князь Александр Ярославович в году от Р.Х. 1245, стал владеть начальственною державою Рускою, и за призывом Батыя Хана Татарскаго ездил в орду, где с великою честию был принят, и отпущен в Русь, упросив у Батыя, дабы облегчил Русь от наложенных тяжких податей.

В современных источниках можно видеть, что Ярослав Великий скончался в сентябре 1246 года, данные в книге не совсем корректные. Александр Ярославович отправился в Орду к Батыю лишь в 1247 году. Последняя его поездка в Орду состоялась в 1262 году, она завершилась в 1263 году, в котором он и умер. Вот, что об этом сказано в «Ядре»:

Великий Князь Александр умолив Хана, чтоб прежний указ о собрании войск Руских отставил, возвратился в Русь, и дошед до Нижняго Новгорода, там несколько дней пробыл. А потом пришед до Городца, и там заболев, постриглся, во иноцех именован Алексей. Умре в году от Р. Х. 1263. Ноября в 14. владев 18 лет. 

Таким образом, оба года в легенде о Теше выбраны не случайно — именно тогда, если читать «Ядро», Александр Невский совершал поездки в Орду. Учитывая, что в «Ядре» в главе про княжение А. Невского указаны только эти два года, и они же попали в народную легенду, мы уверенно можем говорить о том, что это нововведения Мерлушкина. Вероятно, он использовал канву народного сказания и дополнил ее своими соображениями, почерпнутыми из «Ядра». Он же указал, что Александр Невский в 1263 году посетил место, где появится Арзамас (Духовскую гору). Историки спорят, что подразумевалось под Городцом — Городец Волжский (Городец на Волге) или Мещерский (Касимов), но оба поселения однозначно лежат в стороне Арзамаса при движении от Нижнего Новгорода. 

Таким образом, появление Арзамаса в XIII веке — это результат весьма любопытного переосмысления в конце XVIII века легенды, объясняющей местную топонимику через легендарных личностей, и попытка связать известную историческую личность (Александра Невского) с окрестностями Арзамаса.

Популяризировали легенду П. И. Мельников-Печерский и Н. М. Щегольков, опиравшийся на менее распространенный и известный труд А. В. Терещенко. Судя по тому, что многие слова в описании П. И. Мельникова-Печерского совпадают с изложением А. В. Терещенко, можно предположить, что источником легенды в ее литературной обработке является рукопись Мерлушкина. Ниже для примера то, как описано размещение сыновей Теша в «Очерках мордвы» (цитата из «Русского вестника» 1867 года):

Шелайко, старший сын Теша, поселился на речке Шамке, впадающей под Арзамасом в Тешу; другой сын, Акшейко [т.е. Якшейко], на ручье Сороке, протекавшем прежде внутри теперешняго города; Михалко на протоке Михайловом, что в версте от города Арзамаса, и Кусилко на горе Киселевой. 

Сравните с выдержками из рукописи Мерлушкина в труде А. В. Терещенко: 

Шамайко на речке Шамаке иначе Шалиме, обтекающей город с юга и впадающей в Тешу; Якшейко на протоке Сороке, — внутри нынешняго города, имеющем воду только в половодье; Михалко на север в версте от города, на протоке Михайлевом; Кусилко на горе Киселевой…

Сходство наблюдается сразу.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *