Выписи Мельникова П.И. о Кузьме Минине и Похвале

Автор: EP | 22.06.2018

Иногда от архивных дел ожидаешь чего-то очень значимого, особенно, если заголовок говорящий. Но по факту получается, что особой ценности дела не несут. Так было и в этот раз, когда мне попалось в ГКУ ЦАНО дело с названием «Выписки П.И. Мельникова из архивных материалов и заметки относительно Козьмы Минина  и Похвалы (из архивов Гацисского)» (ГКУ ЦАНО, фонд 767, оп. 1, д. 33, на 4 листах). Предполагая, что там могут быть уникальные архивные выдержки, я оплатил оцифровку.

В итоге оказалось, что в отношении Минина вначале приведены выдержки из общедоступных печатных документов (например, из материалов Археографической комиссии), но потом даны и собственные рассуждения автора. В любом случае публикую это дело, чтобы оно стало общедоступным.

// [л. 1] // 1616 [год], после 1 марта, прежде 10 марта.

Книги разрядные I-117. [?, см. Дворцовые разряды. Том 1. 1612-1628.]

Писали к Государю, Ц[арю] и В[еликому] К[нязю] Михаилу Федоров[ичу] всея Руси из Казани и из иных понизовых городов бояре и воеводы, что Казанские, и Свияжские, и иных многих понизовых городов Татаровья и Луговая Черемиса заворовали, Государю изменили и собрався многие места повоевали, сели и деревни жгут и многих людей в полон емлют и побивают и к городам приходят и приступают и дороги от Казани к Нижнему отняли и тесноту городам чинят многую и собрався многими людьми хотят приходить к Нижнему и к Арземасу и к Мурому и в иныя места и Государь, Ц[арь] и В[еликий] К[нязь] М[ихаил] Ф[едорович] в[сея] Русии указал быть в Казанском походе на Казанских татар и на Луговую черемису боярину и воеводе князю Юрью Яншеевичу Сулешову да латнику и воеводе князю Олексею Михайлову сыну Львову да дьяку Ондрею Варсаву. (Войска 1300 чел.)

Дворцовые разряды I-208. [см. Дворцовые разряды. Том 1. 1612-1628.]
Того ж году 7124, т[о] е[сть] 1616, посланы в Казань для сыску (x — [сноска внизу страницы: Для производства следствия.]), что Черемиса заворовала, боярин князь Григорий Петрович Ромодановский да думный дворянин Кузьма Минин да дьяк Марко Поздеев.

Акты Археограф[ической] экспедиции, т. III [см. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи. Том 03, №83]
Грамота Царская вдове Минина, Татьяне, и сыну Нефедью его имения и дома в [не распознать], Минин умер в марте или апреле 1616 года, вероятно отправляясь в Казань и находясь на родине проездом. После 1613 года, // [л. 2] // когда 12 июля был сделан думным дворянином, едва ли он был в Нижнем ибо, как видно, сидел в думе.
Дом Минина до пожалования ему Государева, т.е. казенного места в Кремле (дом этот, как и другие в Кремле бывшие, был для осадного времени — во время нашествия неприятеля туда укрывались люди из вотчин помещиков или люди их жившие на посадах), был на Почайне [речка в Кремле], что видно из записи купчей крепости 1605 года, где говорится, что рядом с купленным домом стоит дом посадского человека Кузьмы Захарьевича Минина Сухорука.
См. Москвитянин 1852 №5 или 6, мною доставленную выписку под заглавием «Как звали Минина».

Теперь о Похвале.

В 1851 году перед тем, как вынимать останки Пожарского (это происходило в марте 1852 [года] в Суздале) гр. Перовский поручил мне собрать сведения о Пожарском в Нижнем, в Пурехе (вотчина Пожарских) и др[угих] местах Нижегородск[ой] губ[ернии], что только возможно. Это было представлено в конце 1851 года, а так как в моем распоряжении было 14 топографов, то они нарисовали и Пуреховскую церковь и мнимую ленту Пожарского (ныне Белого Орла) и планы соборов Нижегородского Кафедрального и Пуреховского. Тогда же по Сотной грамоте составлен был план Нижнего Новгорода начала XVII ст[олетия] с приблизительным означением многих домов. К сожалению, копия этого плана, которую я оставил // [л. 3] // для себя, пропала во время Петербуржского пожара 1862 года, а куда девался план, представленный Перовскому, не знаю — вероятно, был у Надеждина и остался у его наследников. Помню следующее из этого плана.

Кроме Кремля шли укрепления валы и на нем стена. Старый Острог приблизительно так: от Волги и Мартыновской больницы к Ковалихе по Мистровской улице (во время моего детства, когда учился в гимназии, я жил на этой улице и было название ей — у Старого Острога. Мистровскою назвали ее Губернатор Бутурлин, по имени жившего на ней генерала Мистрова). Потом, пересекая нынешнюю Петропавловскую, выходил к прудам Звездина и др[угим], продолжался по Малой Покровке и между Телячьей улицей и Похвалинской шел к горе, спускаясь вниз, вмещая в себе Гремячий Ключ (ровно и Алексеевский ключ внизу Похвалинского съезда, где часовня, тогда святой ключ); внизу шел по подолу в некотором отдалении от Оки и Волги. В 1619 [году] Лыкову предстояло наскоро укрепить Старый Острог, пришедший в ветхость; он, чтобы выиграть время, поставил новый острог от Коровьего взвоза по Малой Печерской или Осыпной к церкви Варвары по Дворянской и Лыкову мосту, а за Почайной к Сергиевскому оврагу.

Вот из Сотной грамоты: на 204, 205 или 206 листах: после описания домов Ильинки

1) Едучи от Ильинских ворот из нового острога // [л. 4] // (т.е. пяти углов, где Сергиевская пересекает Ильинку), Большою ж Ильинскою улицей направо к Петушкову (монастырю — церковь Сергия) в первый переулок такие-то дворы. Это Сергиевская.

2) Идучи с Большие же Ильинския улицы направо в другой в Жихарев переулок такие-то дома (Это Вознесенская улица)

3) С Большой Ильинской улицы, идучи в Домрачеев переулок, такие-то дома. Это Вознесенский переулок.

4) В Телячьей слободке (ныне Телячья улица, худые дворишки, гумно и пустые места)

5) В Старом Остроге по конец Телячьей улицы [(ныне Телячья улица, худые дворишки, гумно и пустые места)]

6) На Святом ручье, то есть под Благовещенским монастырем, винокурни и большой дом Патокина и за тем идет описание Нижнего города.

Где же Похвала то? На гумне что ли — за острогом, вне укреплений и старых и новых? Не было заселено место, и там Похвала, где Гребешек, церковь св. Николая, Муравьевская башня.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *